Оценка кредитоспособности предприятия в практике российских и зарубежных банков

В настоящее время банковский кредит в развитых странах имеет чрезвычайно важное значение в процессе увеличении реального сектора экономики, потому как привлечение предприятиями ссуд на развитие производства (при рациональном использовании привлечённых средств) приводит к повышению рентабельности собственных средств. И фактически, многие организации просто не могут непрерывно осуществлять свою основную деятельность в полном объёме без дополнительного привлечения денежных средств.

Оценка кредитоспособности предприятий, как потенциальных заёмщиков, является одной из наиболее сложных и ответственных задач в деятельности коммерческого банка. Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.

Цель данной научно–исследовательской работы является изучение методов оценки кредитоспособности предприятия в практике российских и зарубежных коммерческих банков. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: рассмотреть основные принципы оценки кредитоспособности, осветить различные методы оценки кредитоспособности предприятия, применяемые в практике российских и зарубежных банков, проанализировать кредитоспособность конкретного предприятия, используя для этого различные методы.

В соответствии с поставленными задачами научно-исследовательская работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы оценки кредитоспособности. Во второй главе представлены методы оценки кредитоспособности, применяемые в практике Сберегательного банка Российской Федерации, коммерческих банков США и Франции. В третьей главе произведен пример анализа кредитоспособности предприятия - ОАО «Трастнефть» с использованием различных методик.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня постоянно увеличивается спрос на кредитные продукты со стороны предприятий различных отраслей. Не меньший рост конкуренции наблюдается на рынке банковских услуг. Он вызван экспансией на кредитный рынок России иностранных кредитных учреждений и требует от банков совершенствования механизмов оценки кредитоспособности. Находясь в рамках жесткой конкуренции, банку нужно, во-первых, правильно оценить способность предприятия вернуть кредит полностью и во время (так, например, по данным американских аналитиков, 35-40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика еще на предварительной стадии переговоров). А во-вторых - создать для своего клиента условия, на которых ему будет выгодно обратиться за кредитом именно в этот банк.

При написании научно-исследовательской работы были использованы законодательные и нормативные документы РФ, инструктивные указания ЦБ РФ и СБ РФ, различные учебные пособия, периодические пособия.

Теоретические основы оценки кредитоспособности предприятий в практике банков.