Торговля через автоматы

Автоматы самообслуживания давно стали привычными. Они очень удобны покупателям: расположены в общественных местах (на улицах, в метро, в общественных помещениях), просты в применении. Хозяевам тоже выгодно: не нужно нанимать на работу продавцов, платить им зарплату и перечислять с нее страховые взносы. Только вот у бухгалтеров возникает много вопросов. Ну что ж, давайте разбираться.

Использование торговых автоматов регулируется ст. 498 ГК РФ. Владельцы должны предоставить покупателям информацию о продавце (наименование, место нахождения, режим работы) и объяснить, как получить товар (проинструктировать). Все сведения можно поместить, например, на самом автомате.

Техника техникой, а без человека все равно не обойтись. Организация должна нанять или обучить своего сотрудника, который станет закладывать товары в автомат, изымать выручку, устранять неполадки и т.д.

Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85, с лицами, обслуживающими торговые и денежные автоматы, можно заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Тогда при обнаружении недостачи сотруднику придется полностью возмещать ущерб (ст. 242 ТК РФ). Без такого договора недостача будет компенсироваться только в пределах его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Торговые автоматы делятся на два вида. Одни предназначены для продажи товаров (напитков в банках или бутылках, шоколада, журналов и т.д.), другие - для приготовления и выдачи покупателю кулинарных изделий своего производства (супов, кофе, чая и пр.). Порядок налогового учета расходов будет зависеть от вида автоматов. Однако, прежде чем говорить об учете, выясним, могут ли их владельцы работать на упрощенной системе.