Рынок лизинговых услуг в РФ

На сегодняшний день лизинг приобретает все большее значение как эффективный инструмент для привлечения инвестиций, пополнения оборотных средств и оснащения предприятий оборудованием.

В период радикальных экономических реформ у нас в стране возникла огромная потребность в инвестициях в основные средства промышленности и социальной сферы. В короткие сроки обеспечить обновление устаревшего и требующего реконструкции парка машин и оборудования можно, только используя современные инвестиционные инструменты, одним из которых является лизинг.

Начало официальной истории российского лизинга положил Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». К тому времени в России работало всего около полутора десятков лизинговых компаний, и рынок лизинга начинался практически с нуля. После принятия Федерального закона «О лизинге» в конце 1998 года ситуация резко изменилась.

Изменения, которые ускорили развитие лизинга в России, прежде всего связаны с улучшением макроэкономической и политической ситуации. Текущие показатели инфляции вполне приемлемы для развития таких инвестиционных механизмов, как финансовый лизинг. Несколько лет назад российские промышленники и банкиры были увлечены созданием финансово-промышленных империй и получением баснословных доходов по государственным облигациям. Теперь они проявляют все больший интерес к инвестициям в средства производства российской индустрии.

Российские фирмы вынуждены упорядочивать свою бухгалтерскую систему, сталкиваясь с ужесточением фискального давления и с необходимостью предоставлять потенциальным отечественным и иностранным инвесторам финансовые отчеты, прошедшие аудиторскую проверку, правда сейчас с этим налаживается.

Налоговые льготы для лизинговых платежей и забалансовый учет финансирования - этим двум принципам, привлекательным для лизингового финансирования во всем мире.

Основными причинами, сдерживающими дальнейшее развитие лизинга в России, эксперты называют следующие нормативно-правовые и макроэкономические проблемы:

терминологические неопределенности и противоречия, в том числе между

Гражданским Кодексом РФ и нормативными актами Правительства РФ и его уполномоченных органов;

Таможенный кодекс (объем таможенных налогов, ограниченный срок временного ввоза, ограничения таможенного режима временного ввоза/вывоза товаров);

барьеры законодательства

о валютном регулировании и валютном контроле (требование лицензирования отсрочки платежей на срок свыше 180 дней);

несовершенство принципов бухгалтерского учета (отсутствие трактовки лизинга как долгосрочного финансового вложения для лизингодателя и долгосрочного долгового обязательства для лизингополучателя);

неразвитость Арбитражного Процессуального Кодекса в отношении норм защиты прав собственности;

Административные органы

(возможность административных органов прямо или косвенно вмешиваться в данный процесс);

Налоговый Кодекс;

слабая государственная поддержка лизинга (указы Президента и постановления Правительства, а также закон о федеральном бюджете, предусматривающий выделение бюджета развития, во многих отношениях не исполняются).

Помимо перечисленных, к наиболее серьезным ограничениям ведения лизинговой деятельности можно отнести проблемы с определением кредитоспособности партнеров (я согласен с тем, что надо поскорее организовывать Кредитные бюро, и возложить это на плечи государства!) и с адекватностью финансового обеспечения лизинговых сделок, а также недостаток дешевых финансовых ресурсов у некоторых российских лизинговых компаний.

На сегодня лицензиями на право ведения лизинговой деятельности владеют более 1800 компаний. Правда, реально работают и считают лизинг профильным видом деятельности не более 10–15%, остальные получают лицензии под конкретные контракты или в качестве дополнительной услуги для своих клиентов, к сожалению – это реальность.

Актуальность развития и совершенствования лизинга в России говорит и тот факт, что существует Совет по лизингу при Совете Федерации РФ, рабочая группа Государственной Думы ФС РФ по работе над законами о лизинге, а также и Ассоциация лизинговых компаний.