Методические основы совершенствования безопасности банковской системы

Страница 4

Необходимо также установить "широту охвата" плана. Она зависит от многих факторов, в частности, от структуры банка, допустимых затрат, количества имеющихся зданий и т.п.

В основу методологии "Планирование бесперебойной деятельности" положен прагматический подход, предусматривающий поддержание критически важных процессов. Защита всех аспектов деятельности организации от пагубных последствий в случае бедствий либо нереальна, либо связана с чрезмерными затратами.

Целями проекта по составлению плана, обеспечивающего бесперебойность и восстановление деятельности банка в случае бедствий, являются:

1. Создание методики оценки бизнес-процессов, которая обеспечит разработку плана с помощью хорошо структурированной и всеобъемлющей методологии.

2. Разработка прагматичного, экономичного и работоспособного плана, который обеспечит бесперебойность критически важных процессов в случае серьёзного нарушения деятельности организации.

3. Минимизация последствий любого бедствия.

Эффективный план обеспечения бесперебойной деятельности является относительно недорогой формой страхования банка от последствий возможных бедствий, и затраты на него должны рассматриваться как составляющая необходимых издержек на поддержание нормальной деятельности. Непременным условием быстрого и успешного восстановления деятельности банка после бедствия является предварительная разработка и регулярное обновление постоянно действующего плана обеспечения бесперебойной деятельности.

План включает следующие основные разделы: 1. Основные положения плана;

2. Оценка чрезвычайных ситуаций:

· выявление уязвимых мест;

· классификация возможных опасных событий и оценка вероятности их возникновения;

· сценарии чрезвычайных ситуаций;

· потенциальные источники отрицательных последствий каждой чрезвычайной ситуации и оценка величины ущерба;

· набор критериев, на основании которых объявляется чрезвычайная ситуация. 3. Деятельность банка в чрезвычайной ситуации:

· первоначальное реагирование на чрезвычайную ситуацию (оценка опасного события, объявление чрезвычайной ситуации, оповещение необходимого круга лиц, ввод в действие чрезвычайного плана);

· мероприятия, обеспечивающие бесперебойность деятельности банка в чрезвычайной ситуации и восстановление ее нормального функционирования.

4. Поддержание готовности к возникновению чрезвычайной ситуации:

· контроль правильности и корректировка содержания плана;

· составление списка адресов и процедуры рассылки плана;

· разработка программы повышения квалификации и ознакомления персонала с действиями, необходимыми для восстановления деятельности банка после бедствия;

· подготовка к опасным событиям, обеспечение безопасности и предотвращение бедствий;

· регулярное проведение частичных и комплексных проверок (типа пожарных учений) готовности банка к действиям в чрезвычайной ситуации и способности восстановить нормальную деятельность;

· регулярное создание резервных копий данных, документации, бланков входных и выходных документов и основного программного обеспечения, их хранение в безопасном месте. 5. Информационное обеспечение:

· приоритетные функции, выполняемые банком;

· списки внутренних и внешних ресурсов — технических средств, программного обеспечения, средств связи, документов, офисного оборудования и персонала;

· учётная информация о техническом, программном и другом обеспечении, необходимом для восстановления деятельности банка в случае чрезвычайной ситуации;

· список лиц, которых необходимо оповестить о чрезвычайной ситуации с указанием адресов и телефонов;

· вспомогательная информация — планы и схемы, маршруты перевозок, адреса и т.п.;

· описание детальных пошаговых процедур, обеспечивающих чёткое выполнение всех предусмотренных мер;

· функции и обязанности сотрудников в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;

· сроки восстановления деятельности в зависимости от типа возникшей чрезвычайной ситуации;

· смета расходов, источники финансирования. 6. Техническое обеспечение:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8