Учетные процессы и особенности

Страница 2

О необходимости ведения раздельного бухгалтерского учета высказались столичные налоговики в Письме от 06.06.2007 N 18-11/3/052731@. По их мнению, организация, применяющая по разным видам деятельности различные специальные налоговые режимы, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять отчетность в целом по всей организации, то есть по всем видам предпринимательской деятельности. Если следовать указанию налоговиков, то организации в части "упрощенки" учетом основных средств и нематериальных активов ограничиться не удастся. Для того чтобы отразить в отчетности финансовый результат по каждому осуществляемому виду деятельности, организации следует обобщать в учете информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях. В этом случае раздельного учета доходов и расходов в части стационарного и выездного обслуживания не избежать.

Распределение доходов и расходов. Доходы между выездным и стационарным обслуживанием поделить несложно, для этого выручку достаточно пробивать по разным счетчикам кассового аппарата и вести раздельный аналитический учет. Не так просто разделить расходы между указанными направлениями деятельности, среди которых:

- материальные затраты;

- арендные и коммунальные платежи по условиям заключенных договоров;

- амортизационные отчисления;

- расходы по заработной плате персонала и отчислениям;

- рекламные расходы;

- на доставку продукции в офисы и квартиры;

- налоговые отчисления.

Отдельные из поименованных расходов относятся только к одному виду деятельности. Так, расходы в части оказания услуг общественного питания в зале обслуживания (затраты на оплату труда официантов, платежи за аренду зала обслуживания) относятся к стационарному обслуживанию. Затраты на доставку продукции в офисы и квартиры (затраты на оплату труда персонала службы доставки, транспортные расходы), очевидно, относятся к выездному обслуживанию. Но есть и третья категория расходов, которая относится к процессу производства пиццы: материальные затраты, оплата труда поваров, амортизация оборудования, управленческие и рекламные расходы. Все перечисленные расходы следует распределить между выездным и стационарным обслуживанием, так как именно на эти виды деятельности приходятся доходы от производства пиццы.

Какой показатель выбрать для распределения общих расходов пиццерии? Наиболее часто используемым является выручка от реализации. Можно воспользоваться и другими показателями, однако в целях раздельного налогового учета налогоплательщик может делить свои расходы только исходя из полученных им доходов (п. 9 ст. 274 НК РФ, п. 8 ст. 346.18 НК РФ), поэтому выбор другого показателя лишь усложнит систему налогового учета, если он построен на базе бухгалтерского.

Отметим, в бухгалтерском учете организация определяет финансовый результат ежемесячно, а в налоговом рассчитывает базу по итогам отчетного периода нарастающим итогом (Письмо Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/1/224). Поэтому данные налогового и бухгалтерского учета могут различаться, однако разница будет незначительная, что позволяет организовать раздельный налоговый учет на базе бухгалтерского, учитывая некоторые нюансы налогообложения.

Но с окончательными выводами спешить не стоит. Дело в том, что распределение расходов пропорционально полученным доходам не всегда дает объективную картину результатов деятельности. В целях управленческого учета руководитель может потребовать от бухгалтера определить более достоверный финансовый результат, отражающий реальную прибыльность каждого вида деятельности.

Страницы: 1 2 3 4