Состояние рынка алкогольной продукции в России

В 2005 году акцизы на ликероводочную продукцию выросли на 8%. Структура потребления выглядела следующим образом: доля водки составляла порядка 50% продаж, вина – 30%, слабоалкогольных напитков – 17%, коньяков – 3%.

На внутрироссийском водочном рынке в 2005году продолжала возрастать роль импортной продукции. По данным Федеральной таможенной службы, импорт водки в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 210%. В премиальных и среднеценовых категориях значительно усилили свой позиции украинские производители, на их долю пришлось более 98% импорта.

В отличие от водочного рынка российский рынок коньяков (бренди) рос за счет относительно дешевых ценовых категорий, основу которых составляла продукция российского производства. На продукцию отечественных производителей пришлось более 2/3 (по объему) рынка.

И если алкогольный рынок РФ в 2005 году развивался в русле общих тенденций, то в 2006-м перенес два масштабных кризиса, приведших к резкому снижению объемов производства и продаж.

Правительственный закон «О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вводящий новый порядок уплаты акцизов, официально начал действовать с 1 января 2006 года и, в силу определенных просчетов, поневоле парализовал работу производств.

По данным Росстата, производство водки и ликероводочных изделий в январе составило 330 тыс. дал, что составляет 4,2% от показателя аналогичного периода прошлого года, коньяка – 26,2 тыс. дал (10,8%), виноградных вин – 4,8 тыс. дал (12,9% от показателя января 2005 года).

Далее положение стало выравниваться. Так, по оценкам Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, производство этилового спирта из пищевого сырья в январе – мае 2006 года составило 20 млн. 340,02 тыс. дал (69,7% от уровня аналогичного периода прошлого года). Производство водки и ликероводочной продукции за данный период составило 36 млн. 529,21 тыс. дал (77,1% от уровня аналогичного периода прошлого года). Производство вин виноградных – 9 млн. 258,26 тыс. дал (82,9%), вин шампанских и игристых – 3 млн. 131,49 тыс. дал (96,2%), коньяков – 1 млн. 395,06 тыс. дал (90,9%), слабоалкогольных напитков – 19 млн. 660,21 тыс. дал (107,2%).

А по оценкам Росстата объем продаж водки и ликероводочных изделий в России в сегменте розничной торговли снизился в январе - июне текущего года на 3,8% по сравнению с тем же периодом 2005 года и составил 103 млн. дал. Продажи виноградных и плодовых вин за 6 месяцев увеличились на 0,4% до 39,7 млн. дал, шампанских и игристых вин – на 5,7% до 10 млн. дал, коньяков – на 2,9% до 3,6 млн. дал, пива на 9,7% до 467,4 млн. дал.

Однако в начале июля кризис с акцизными марками повторился. В конце 2005 года Национальная алкогольная ассоциация опубликовала список крупнейших в СНГ производителей водки и ликероводочных изделий. Ими стали:

1) Фирма «Союз Виктан» ЛТД (Украина). Производственные мощности расположены в Симферополе (Крым) и в городе Руза (Россия). Объем продаж компании в 2004 году составил 7,6 млн. дал алкогольной продукции на сумму около $217 млн. Согласно рейтингу Мирового клуба алкогольных брендов миллионщиков, бренд «Союз-Виктан» пятый в мире по объемам продаж в 2004 году.

В ассортименте компании более 50 наименований, среди которых: водки классические и особые, слабоалкогольные негазированные напитки.

2) ОАО Московский завод «Кристалл» (Россия). В 2001 году «ОАО Московский завод «Кристалл» отметил сой 100-летний юбилей. Создан в 1901 году как государственное предприятие по выпуску ликероводочной продукции.

В настоящее время на 11 автоматизированных линиях и сувенирном участке завода выпускаются водки, горькие и сладкие настойки, наливки и ликеры, бальзам и джин. Производственная мощность предприятия на сегодняшний день составляет 12,0 млн. дал в год.

3) «Белгоспищепром» (Беларусь). Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» создан Указом президента Республики Беларусь от 24 августа 2000 года «О Белорусском государственном концерне пищевой промышленности «Белгоспищепром». В состав концерна входит – 31 акционерное общество. Из предприятий алкогольного рынка выделяются: ПТ РУП «Минск Кристалл», РПУП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко», РУП «Гродненский ликеро-водочный завод».

4) Nemiroff. Украинская водочная компания Nemiroff, основанная в 1992 году, на протяжении существования демонстрирует стабильный и уверенный рост по всем показателям. По собственным оценкам , ежегодно показатели роста компании составляют свыше 40%. В общем рейтинге мировых производителей алкоголя компания, по собственным данным, за 3года поднялась с 33-го на 13-е место.