Взаимоотношения банка с клиентами.

Страница 1

Банк, будучи порождением потребности хозяйства, находясь в центре экономической жизни, призван содействовать интересам своих клиентов. Не случайно, поэтому в последние годы все более утвердилась идеология банка как партнера.

Партнерские отношения обладают определенными свойствами, а именно: добровольность, взаимозаинтересованность, ком­мерческий характер. Каждый клиент вне зависимости от террито­риального расположения сам определяет, услугами какого банка ему следует воспользоваться. Здесь нет никакой прописки, принудитель­ного закрепления за банком. В равной степени это относится и к банку, который выбирает себе клиента. Этот выбор может иметь кратковремен­ный или долговременный характер, многое зависит от взаимной заинтересованности воспользоваться разовой услугой того или иного банка или иметь отношения на постоянной основе. «Влечение» партнеров друг к другу основано на коммерческой основе. Клиент готов заплатить за кредит, расчетные операции или другие услуги, которые представляют для него выгоду. Банк готов продать свой продукт, получив при этом соответствующее вознаграждение. Банк работает при этом на клиента (придерживается философии «все для клиента»), содействует непрерыв­ности, высокому качеству, конкурентоспособности его производства, получению дохода, достаточного для воспроизводства. Обеспечивая получение дохода клиента, банк реализует и свой коммерческий интерес, получая вознаграждение в форме ссудного процента или комиссии.

Банковское законодательство, ограждая интересы двух сторон, обес­печивают клиенту:

• право на открытие счета в банке;

• право на получение отсрочки платежа банку;

• возможность в определенных случаях самостоятельно выполнять некоторые банковские операции;

• возможность участия в Совете банка, банковских ассоциациях;

• сохранение банковской тайны;

• защиту его вкладов.

Право на открытие счета, как уже отмечалось ранее, может носить чисто декларативный характер, ибо банк, не желая «возиться» с малым клиентом, может всегда под любым благовидным предлогом отказать ему в его праве. Вот почему в законодательстве некоторых стран клиент имеет право требовать, чтобы Центральный банк указал ему то кредитное учреждение, где ему обязательно откроют счет (во Франции счет может быть открыт и по почте).

Весьма существенным для клиента является не только право пользоваться той или иной банковской услугой, но и его защита от неправомочных действий банка в случае прекращения кредитной помощи.

Право на отсрочку платежа выступает для заемщика жиз­ненно-важным фактором, определяющим его дальнейшее развитие. Известно, что в целом ряде случаев клиент банка может испытывать затруднения в возврате кредита. Разумеется, речь идет о финансовых затруднениях, вызванных объективными обстоятельствами, не связан­ными с его плохой работой. Там, где кредитоспособность клиента нарушена, где клиент неоднократно допускал нарушения кредитного договора с банком, скомпрометировал себя, получить отсрочку плате­жа невозможно. Закон в этом случае защищает лишь того клиента, который аккуратно выполняет свои обязательства. По существу, в данном случае законодательство блокирует действия банка, направ­ленные на подрыв финансовых возможностей заемщика, на «удуше­ние» клиента банкиром.

Такая опасность действительно существует, она практически приоб­ретает наиболее заметное влияние по отношению к малым или средним предприятиям. По законодательству некоторых стран сокращение или приостановка кредитной поддержки становится возможной на основе письменного основания клиента и заблаговременно — от 30 до 60 дней в зависимости от вида предоставляемого кредита. Процедура пересмотра условий сокращения или прекращения кредитования обычно фиксируется в письменном соглашении. В нем может быть уточнена материальная ответственность кредитного учреждения.

Право на получение клиентом возможности самостоятельно выпол­нять банковские операции долгое время носило дискуссионный характер. Сомнению подвергалась сама возможность клиента выполнять данные операции, во-первых, на соответствующем хозяйственном уровне, и, во-вторых, без усиления риска.

Это под силу только крупным клиентам, способным открывать у себя специальные подразделения, отвечающие требованиям банка. Что каса­ется риска, то считается, что уже в самом факте выполнения предприяти­ем (помимо своей основной деятельности) дополнительных банковских операций, содержится свидетельство диверсификации, и, следовательно, уменьшения риска. Обычно в этом случае действует и другое правило:

- дополнительный бизнес клиента (в форме ведения определенных бан­ковских операций) не должен превышать 10%-ного порога, по отноше­нию к его основной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5