Общая теория занятости

Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растёт нацио­нальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растёт медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережениям. "Основной психологический закон, — пишет Кейнс, — состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать своё потребление с ростом дохо­да, но не в той мере, в какой растёт доход"[1]. Последнее выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры про­изводства и уровень занятости.

Недостаточный потребительский спрос может быть компенсиро­ван увеличением затрат на новые инвестиции, т.е. ростом спроса на средства производства. Общий объём инвестиций играет решаю­щую роль в определении размеров занятости. Объём инвестиций зависит от склонности к инвестированию. Предприниматель расши­ряет инвестиции до тех пор, пока норма прибыли не упадёт до уровня процента. Трудность заключается в том, что норма прибыли снижа­ется, а уровень процента сохраняет устойчивость. Это создаёт уз­кие границы для новых инвестиций и роста занятости. Снижение нормы прибыли ("предельной эффективности капитала") Кейнс объяснял увеличением массы капитала и склонностью предпринима­телей терять веру в будущие доходы.

Общий объём занятости, по Кейнсу, определяется тремя фак­торами: склонностью к потреблению, предельной эффективностью капиталовложений (измеряемой нормой прибыли) и нормой процента.