Проблемы России, связанные с отмыванием денег

Страница 1

Мировой финансовый кризис 1997-1999 гг. со всей очевидностью показал, что существует довольно большое число стран, слабо контролирующих свои финансовые системы. Кроме того, многие страны, даже активно борющиеся с отмыванием денег, придерживаются очень жестких требований к секретности информации, что делает такую борьбу значительно менее эффективной.

ФАТФ в своем Годовом отчете за 1999-2000 гг. выделила 15 "некооперативных" стран или территорий, которые не придерживаются целенаправленных мер по предотвращению отмывания денег. К их числу относятся главным образом развивающиеся стран государства, выступающие как "налоговые гавани", удобные не только для уменьшения налогов законным путем, но и для отмывания денег: Багамские и Каймановы острова, Острова Кука, Доминиканская республика, Ливан, Маршалловы острова, Науру, Нуи, Панама, Филиппины, Святой Киттс и Невис, Винсент и Гренадины. Из стран с рыночной экономикой в список попали только Лихтенштейн и Израиль, из стран с переходной экономикой - лишь Россия.

Для выделения "некооперативных" стран были выработаны 25 специальных критериев, отражающих слабые места в юридической, административной, финансовой, правоохранительной и судебной системах этих стран, которые способствуют отмыванию денег. Эти критерии во многом корреспондируют с разработанными ФАТФ 40 рекомендациями по борьбе с отмыванием денег. Они включают следующие проблемы:

просчеты в финансовом регулировании:

а) отсутствие регулирования или неадекватное регулирование и надзор за финансовыми институтами;

б) неадекватные правила лицензирования и создания финансовых институтов;

в) неадекватные требования к идентификации клиентов финансовых институтов;

г) чрезмерные требования к секретности в отношении финансовых институтов;

д) отсутствие эффективной системы информации о подозрительных сделках.

препятствия, вызванные другими правилами регулирования:

а) неадекватные требования коммерческого закона по регистрации бизнеса и юридических лиц;

б) отсутствие средств идентификации в отношении бенефициаров юридических и коммерческих предприятий.

препятствия участию стран в международном сотрудничестве:

а) препятствия со стороны административных властей;

б) препятствия со стороны юридических структур.

неадекватные ресурсы для предотвращения и обнаружения деятельности по отмыванию денег:

а) нехватка ресурсов в общественном и частном секторах;

б) отсутствие подразделения финансовой разведки или эквивалентного механизма.

"Некооперативным" странам и территориям, включая Россию, ФАТФ рекомендует в кратчайшие сроки усилить борьбу с отмыванием денег, укрепив регулирующую систему и приведя законодательство в соответствие с опытом стран, добившихся заметных успехов в этой области.

Другая сторона выделения "некооперативных" стран состоит в том, что финансовым институтам других государств рекомендовано проявлять особую осторожность в деловых отношениях и трансакциях с компаниями, финансовыми институтами и физическими лицами стран, входящих в список ФАТФ.

Россия отвечает многим критериям ФАТФ для "некооперативных" стран. Это означает, что по этим критериям РФ не ведет последовательную целенаправленную борьбу с отмыванием денег. По оценкам этой международной организации, для России характерны следующие моменты:

неэффективное регулирование и надзор за всеми финансовыми институтами по сравнению с международными стандартами, применяемыми в борьбе с отмыванием денег (1-й критерий);

существование анонимных счетов или счетов на очевидно вымышленные имена (4-й критерий);

отсутствие эффективных законов, регулирующих отношения между контрольными органами и финансовыми институтами или соглашений между самими финансовыми институтами по идентификации клиента или бенефициара счета:

отсутствует обязательное требование проверять идентичность клиента;

не существует требований идентифицировать бенефициаров, когда есть подозрения, что клиент действует за них;

не существует требований возобновлять идентификацию клиента или бенефициара, при появлении сомнений в их идентичности в процессе деловых отношений;

не существует требований для финансовых институтов разрабатывать текущие программы обучения борьбы с отмыванием денег (5-й критерий).

отсутствие юридических или административных требований к финансовым институтам или соглашений между государственными органами и финансовыми институтами сохранять документы, связанные с идентификацией клиентов и национальными и международными трансакциями, в течение определенного времени (5 лет) (6-й критерий, по мнению ФАТФ, применим к России лишь частично).

отсутствие обязательной системы сообщения о подозрительных или необычных сделках компетентным властям с целью выявления и наказания ими причастных к отмыванию денег (10-й критерий).

Страницы: 1 2 3 4