Анализ рынка сбыта
На сегодняшний день масложировая отрасль входит в число наиболее прибыльных отраслей пищевой промышленности Украины: объемы производства за три года выросли на треть, продукция успешно выдерживает конкуренцию с импортными аналогами. Отечественные производители всё чаще применяют новые технологии в производстве лёгкого масла (мягкого маргарина), где молочные жиры и сливочное масло заменяются твёрдыми фракциями пальмового масла, с высоким содержанием бета-каротина. К тому же в Украине на Кировоградском заводе модифицированных жиров, заменяющих молочные жиры в производстве различных продуктов питания. Это, и ряд других причин, может привести к увеличению потребления мягких маргаринов в 2004-2005 гг., и вытеснению с украинского рынка импортного маргарина, который присутствует на украинском рынке как легально ввезённый, так и как контрабандный товар. [4]. Уже сегодня единственный сегмент, где совсем до недавнего времени (2003 год) царствовал импорт - бутербродный фасованный маргарин – справился с конкуренцией.
По оперативным данным Госкомстата Украины, в 2003 г. в Украине произведено 233,4 тыс. т маргариновой продукции (мягкие и твёрдые маргарины), что на 16,2% больше, чем в предыдущем 2002 г. (по оценкам операторов, объемы несколько выше за счет производства небольших партий мягкого маргарина молокозаводами и хладокомбинатами - около 240 тыс. т). А за первое полугодие 2004 г. произведено 157,2 тыс. т (видно увеличение производства по сравнению с первым полугодием 2003г. – 126,9 тыс. т.) Что касается сегмента мягкого фасованного маргарина (бутербродного), его доля представлена в таблице № 1.1.
Таблица №1.1. Украина: производство маргариновой продукции, тыс. т.
| Товар | 2003 г. | 2002 г. | 2003/2002,% | 2004г. янв. - июль | 2003г. янв. - июль | 2004/2003,% | 
| Маргариновая продукция, в т. ч. | 233,4 | 203,3 | 115 | 157,2 | 126,9 | 124 | 
| маргарин столовый | 102,9 | 99,5 | 103 | - | - | - | 
| маргарин бутербродный | 62,0 | 66,9 | 93 | - | - | - | 
| кулинарные и кондитерские жиры | 57,2 | 32,8 | 174 | - | - | - | 
| Из общего количества, фасованная | 70,5 | 54,3 | 130 | 
Темпы роста - Что касается маргариновой продукции, этот рынок достаточно устоявшийся, и большинство предприятий направляют свою деятельность на расширение ассортимента мягких маргаринов разной жирности с применением различных наполнителей (пряностей, трав и др.), усиление маркетинговой политики в продвижении кулинарных и кондитерских жиров для пищевой промышленности. Производство сливочного масла и маргариновой продукции в Украине имеет стабильную тенденцию роста. И если в 2003 г. темпы роста в среднем составляли около 14 %, то в 2004 г. увеличились до 23 %. Особенно активно развивается рынок именно маргариновой продукции, приближаясь постепенно к показателям 1990 г. (см. Таблицу № 1.2). Согласно оценкам экспертов, производство маргариновой продукции в текущем 2004 г. может достигнуть показателей 1990 г., когда украинскими производителями было выпущено около 289 тыс. тонн маргарина и кулинарных/кондитерских жиров. То есть в последние годы производство маргариновой продукции имеет ярко выраженную тенденцию роста, хотя сегодня рынок можно охарактеризовать как достаточно стабильный и насыщенный.
Таблица № 1.2. Украина. Производство сливочного масла и маргариновой продукции, тыс. тонн
| 1990 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2003/2002, % | 2004 янв-июль | 2003 янв.- июль | 2004/2003, % | |
| Сливочное масло | 444,1 | 135,4 | 156,2 | 131,2 | 148,4 | 113 | 87,7 | 72,2 | 122 | 
| Маргариновая продукция | 289 | 161 | 198,3 | 201,2 | 233,4 | 115 | 157,2 | 126,9 | 124 |