Анализ рынка сбыта

Страница 3

Согласно экспертным оценкам, в 2003-2005 гг. произойдёт расширение ассортимента хлебобулочных изделий и повышение их качества. Это увеличит спрос на маргарины со стороны хлебопекарных предприятий.

Высокожирные («Молочный», «Солнечный») монолиты будут пользоваться наибольшим спросом, поскольку преимущественно они потребляются кондитерскими предприятиями для выпуска печенья, пряников и коврижек, галет и крекеров, а также ириса.

Не менее перспективным представляется рынок фасованной маргариновой продукции и производство мягких маргаринов (лёгкого масла) по следующим причинам:

- фактор низкой платёжеспособности населения определяет стабильно высокий спрос на фасованный маргарин, который замещает сливочное масло;

- на рынке присутствуют достаточно высокие объёмы импортной продукции. Однако занятие этой ниши украинской продукцией осложнено присутствием нелегальных импортных поставок;

- сегодня низкая покупательная способность заставляет потребителя приобретать мягкие бутербродные маргарины – потребители больше обеспокоены соотношением цен, чем качеством или полезными свойствами продукта. Однако в долгосрочной перспективе с ростом платёжеспособности населения большую роль может приобрести фактор полезности лёгких масел, следовательно, группа приверженцев этого вида продукции будет расти [4] .

Производители предпочитают использовать систему дистрибьюции, в среднем крупный оператор имеет 30-50 партнёров-дистрибьютеров, продвигающих его продукцию методом активных продаж в своих регионах. И только крупные производители, например Запорожский МЖК и Одесский МЖК в состоянии осуществлять прямые продажи в розницу через свои филиалы.

Ёмкость рынка - На основании проведенных маркетинговых исследований и мощности предприятия мы определили, что целевым рынком, т.е. географическим сегментом рынка сбыта будет являться население г. Одесса и Одесской области. Определяя емкость рынка выбранного региона, исходим из относительной однородности потребления данного продукта во всех областях Украины.

Определяем ёмкость рынка по рабочей формуле [3]:

Епот=(Е \ Ч)*Чрег.,

где:

Епот - потенциальная ёмкость рынка маргариновой продукции в сегменте бутербродных маргаринов в регионе, тыс. тонн;

Е – ёмкость рынка маргариновой продукции в сегменте бутербродных маргаринов в Украине, тыс. тонн;

Ч – численность населения Украины, чел.

Чрез – численность населения Одесской области, чел.

По статистическим данным и маркетинговым исследованиям, опубликованных в журнале «Food & Drinks» № 9 2004 г, ёмкость рынка Украины маргариновой продукции за первое полугодие 2004 года составила 157,2 тыс. т, предположительно общее производство составило 310 тыс. т. Бутербродная доля маргарина составляет около 30 %, судя по данным последних лет. Исходя из этих данных, можно рассчитать емкость рынка АО «Креатив» в сегменте бутербродного маргарина:

Епотенц= (310 тыс. т*0,3./47,8 млн. чел.)*1000 * 2,47 млн. чел. = 4806 т.

Таким образом, потенциальная емкость рынка сбыта бутербродного маргарина составит 4806 т. С нашим годовым объемом производства, равным 520 т, мы занимаем 520 / 4806 = 0,108 или 10,8 % этого рынка. А в общем объёме маргариновой продукции – 520 / (4806 /0,3) = 520/16020=0,033 или 3,3 %.

Количество покупателей– в последние годы увеличилось (вследствие рыночных реформ и открытости для импорта украинского рынка): маргарин, который раньше находил применение в основном в кондитерской и хлебобулочной промышленности и для приготовления выпечки в домашних условиях, в 2002-2004 гг. составил конкуренцию сливочному маслу и потеснил в составе сегмента мягких маргаринов импортную продукцию на полках супермаркетов. Отечественный маргарин выигрывает уже не только в цене, но и в выигрышных ингредиентах (витамины А, D и Е в «Масляной Коровке» от «АВИСа», свежие сливки, кальций, растительные жиры и др.). Среднегодовое потребление на одного человека составляет примерно 3,7 кг. Фактор низкой платежеспособности населения определяет стабильно высокий спрос на фасованный маргарин (в том числе бутербродный), который часто замещает сливочное масло в рационе рядового потребителя. Предприятия пищевой промышленности (кондитерской и хлебопекарной отраслей ) являются потребителями столовых маргаринов и жиров. Внешняя торговля достаточно вялая, причём объёмы экспорта в несколько раз превышают объёмы импорта. Из 157,2 тыс. т маргариновой продукции, произведенной в январе-июле 2004 г. За пределы Украины поставлено около 1.9 тыс. т, что составило почти годовой экспорт – 2003 (около 2 тыс. т). Наблюдается тенденция к увеличению спроса на маргариновую продукцию среднего и премиум-сегментов.

Страницы: 1 2 3