Кредитный риск и пути его снижения

Страница 5

В условиях риска и неопределенности наилучшей стратегией будет та, которая максимизирует минимум возможной выгоды, - обычно она называется максиминной стратегией. Чтобы выделить максиминную стратегию, надо для каждой из имеющихся стратегий определить возможные наихудшие исходы и затем избрать стратегию, дающую наибольшее значение этого минимума. Принимающему решение в этом случае гарантируется по меньшей мере максиминный платеж, поскольку, каким бы в действительности ни стало состояние среды, при максиминной стратегии меньшего платежа он не получит.

Если менеджер, принимающий решение, учитывая риск, полагает, что он может позволить себе быть совершенным оптимистом, а не пессимистом, то он воспользуется критерием максимакса, то есть изберет стратегию, ориентирующуюся на наилучший из всех наилучших исходов. В этом случае принимающий решение определит наибольшую чистую выгоду по каждой из стратегий и затем выберет ту, которой соответствует наибольшая выгода. В этом случае оптимистически настроенный принимающий решение идет ва-банк.

Есть еще один критерий для выработки решения в условиях рынка и неопределенности, основанный на одном из общих свойств психологии человека. Его существо сводится к тому, что, когда возникает ситуация, требующая выбора решения, большинство людей рассматривает исходы в ретроспективе, оценивая их по тому результату, который можно было бы получить, если бы было известно заранее, какое состояние будет реализовано. Используется термин "сожаление", чтобы выразить состояние разочарования тем, что не удалось получить тот платеж, который был бы получен, если бы реализованное состояние среды было известно заранее.

Принимающий решение обращается к прошлому и сожалеет о сделанном выборе.

Для любого исхода мерой "сожаления" может быть величина разности между платежом по данному исходу и наибольшим платежом, который можно было бы получить для соответствующего состояния среды. Рассмотренный подход называется принципом Севиджа.

В качестве иллюстрации рассмотрим применение игрового подхода к анализу стратегии кредитования.

Выгода от кредитной сделки для банка определяется, во-первых, доходностью, характеризующейся эквивалентной процентной ставкой, и, во-вторых, взаимной заинтересованностью банка и клиента друг в друге. Эта заинтересованность связана с возможностью получения прибыли не только от данной сделки, но и от других совместных операций. Это обстоятельство необходимо учитывать при рассмотрении кредитного договора с каждым конкретным заемщиком.

Расходы банка определяются стоимостью кредитных ресурсов и накладными расходами, в том числе на экспертизу проекта. Необходимо учитывать и потери, зависящие от состояния выполнения заемщиком своих обязательств. К ним можно отнести дополнительные затраты, связанные с недостаточной ликвидностью залога, а также потери от недополучения запланированных средств, что может повлечь соответствующее недополучение прибыли.

Современные программные и аппаратурные средства позволяют оперативно оценить все варианты стратегий по каждому из необходимых критериев.

Все это дает возможность систематизировать и упорядочить процесс выработки решения, учитывать риск и неопределенность и в конечном счете принимать наиболее эффективные, взвешенные, рационально обоснованные решения.

Существует ряд вопросов, постановка которых в целом по стране сможет помочь решению проблемы кредитных рисков.

В нашей стране отсутствует пока отлаженная система сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах.

Например, во Франции создана Центральная служба рисков, которая занимается указанной деятельностью. Всякий банк, желающий получить информацию о клиенте, перед тем как выдать или увеличить ему сумму кредита, вправе обратиться за услугами к этой службе. Банк, получающий такую информацию, не уведомляется о том, какой банк уже выдал кредит, и тем более, на каких условиях заключен кредитный договор. Он может осведомиться только о том, какова его общая сумма.

Работа по созданию в нашей стране системы сбора информации о клиентах - потенциальных заемщиках еще только начинается.

Американские корпорации (в частности “Дан и Брэдстрит”) рассчитывают выйти на российский рынок и предложить российским коммерческим банкам следующий набор услуг:

- бизнес-справка на отдельную компанию с ее рейтингом на базе оценки финансового положения, практики оплаты счетов, соблюдения прочих этических норм бизнеса, анализа арбитражных дел с ее участием и т.д.;

Страницы: 1 2 3 4 5 6